Технологии прочно заняли одно из ведущих мест в современной жизни. Сейчас сложно представить себе существование без привычных нам гаджетов. Если говорить объективно, все современные технические средства были созданы с целью облегчить решение существующих у человека сложностей, и они с этими задачами успешно справляются. Онлайн навигация, удобная личная связь, быстрый поиск информации и многое – многое другое, что в прошлом решалось совсем иными способами и вызывало проблемы, сейчас является неотъемлемой частью нашего комфортного существования.
Стоит отметить, что вместе с практическими разработками техника развивается, в том числе, в сторону рекреации. Современные телевизоры со Смарт ТВ, игровые приставки, компьютеры и смартфоны, которые можно использовать для игр – все это позволяет проводить интересный досуг дома.
В самих играх и просмотре развлекательного контента в небольших количествах нет ничего плохого. Это вполне приятный и эффективный способ отдохнуть и переключиться с рабочего ритма. Смена деятельности – отличный способ для мозга активно отдохнуть, воспринимая аудиовизуальную информацию.
Но где должна быть граница такого погружения? Что происходит с человеческим организмом, его мозгом, нервной системой при постоянном взаимодействии с цифровым миром?
До конца этот процесс еще не изучен, однако, и на сегодняшний день мы имеем достаточное число фактов, утверждающих, что бесконтрольное поглощение цифрового контента вызывает цифровую зависимость и ухудшение работы нашего организма.
А главное, что беспокоит: цифровой зависимости сильнее всего подвержены дети.
Игры и развлекательный цифровой контент вызывают определенные химические реакции в организме. Вырабатываются различные гормоны: адреналин, дофамин, серотанин, эндорфины. Получая радость и приятные ощущения от выработки этих гормонов, увеличивается желание играть больше и чаще. Что в свою очередь создает зависимость от игр и видео. Что особенно сильно влияет на детей, поскольку их молодые организмы почти не имеют навыков для борьбы с аддикцией и не до конца понимают, к каким проблемам это может привести.
Далеко не все взрослые, а тем более дети осознают последствия безграничного погружения в цифровой мир.
Почему опасна зависимость от гаджетов:
Есть также и другие причины, которые характерны непосредственно для зависимости. Это перепады настроения, нервные срывы, невозможность получить удовольствие от жизни вне игры и без просмотра контента. Также ухудшаются результаты в учебе и дополнительных занятиях, страдает социальная жизнь.
Именно поэтому взаимодействие с гаджетами необходимо дозировать, а периодически стараться на какое-то время и полностью отказаться от них.
Каким образом можно бороться с цифровой зависимостью?
Есть 2 способа повлиять на зависимость от цифрового мира.
Оба варианта имеют свои плюсы и недостатки при избавлении от гаджето-зависимости. Их можно использовать как отдельно, так и комбинировать.
Прежде всего, родителям надо объяснять ребенку с цифровой зависимостью причину, по которой нужно начать процесс дозирования. Основные причины уже описаны нами выше, и они касаются ментального и физического здоровья.
Во вторую очередь, важно, чтобы родители своим примером могли показать, что возможно жить без постоянного использования гаджетов.
Детям, перед глазами которых родители занимаются чем-то полезным, интересным и продуктивным без техники в руках, проще правильно заполнять и свое свободное время. Посещение кружков и секций, участие в коллективных мероприятиях, направленных на развитие, очень плодотворно сказываются на детях и снижают давление на них цифрового мира
Также очень большое значение имеет совместные занятия родителей с детьми. Походы на различные мероприятия, концерты, театры и музеи. Вместе заниматься спортом, ездить на лыжах, коньках, устраивать походы по эко тропам в зимнее время, играть в волейбол, футбол, плавать в летнее время. Можно отправиться в поход на природу или просто в небольшую поездку по достопримечательностям Ленинградской области. Даже дома можно придумать много интересных занятий без гаджетов – заниматься творчеством, учиться готовить, играть в настолки, изучать науку, читать книги.
Если Вы решили начать с цифровой детоксикации, то именно активный совместный досуг вместе с детьми поможет им легче отказаться от гаджетов.
Также стоит обсудить правила поведения при использовании техники. Очевидно, что есть моменты, когда без нее не обойтись. Учеба, маршруты на картах, звонки родным. Но время использование техники должно быть строго регламентировано.
Постепенно цифровая диета поможет детям перестать быть зависимыми от гаджетов. Они будут меньше бессмысленно серфить в интернете, зато будут больше заниматься спортом и другими полезными и интересными занятиями офлайн, в том числе вместе со своими родителями.
Обязательно хвалите и поощряйте своих детей за их успехи. Не забывайте, что все-таки смена привычек - это сложный процесс, но его можно сделать интересным и увлекательным.
Кстати, в детском лагере Космонавт-2 в Ленинградской области тоже действует программа отказа от гаджетов
На фоне происходящих процессов погружения в цифровую эпоху появляется все больше проектов, которые предлагают варианты нивелирования негативных последствий от происходящего.
«ДОЛ Космонавт-2 - территория без гаджетов» – является одним из удачных проектов в данном направлении. Наш детский лагерь Космонавт-2, расположенный в Ленинградской области, дает современным детям возможность отвлечься на каникулярный период от современного цифрового давления и погрузиться в прекрасный мир человеческого общения, творчества, развития и познания. Отказ от гаджетов, действующий в Космонавт-2, означает, что дети соприкасаются с цифровыми технологиями только в часы запланированных занятий наукой или для общения с родителями в специально выделенный промежуток времени.
Можно с уверенностью сказать, что на сменах в ДОЛ «Космонавт-2» дети пребывают на цифровой диете. Но ребята переносят это легко, без «ломки» и негатива. У них нет невостребованного времени, когда разленившийся мозг начнет напоминать, что с гаджетом отдых лучше. Ребенок много времени проводит на свежем воздухе летом и зимой, играет, участвует в мероприятиях, соревнованиях. И он не один, рядом много таких же детей, и этот коллективный отдых обогащает ребят не только новыми знаниями и навыками, но и развивает их социализацию, их умение чувствовать себя частью команды, совместно достигать результатов и, главное, чувствовать себя комфортно в коллективе. Во время весенней смены или осенней смены, когда бывает плохая погода дети часто занимаются спортом или учатся в помещениях.
Подробную информацию о детском лагере Космонавт-2, о сменах и условиях отдыха можно найти в соответствующих разделах на нашем сайте.